Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Статьи » Мои статьи

Приложения к статье: Белорус на страже английского неба

Бронепалубный крейсер «Варяг»

 

(Материал из «Википедии» – свободной энциклопедии (http://ru.wikipedia.org/wiki/Варяг (бронепалубный крейсер)) в авторской версии Александра Севенко)



В феврале 1917 года бронепалубный крейсер "Варяг" вышел из Мурманского порта в свое последнее большое плавание к месту ремонта в Ливерпуле, чтобы больше никогда не увидеть Родину. После революции он был конфискован британским правительством и отправлен на слом. Последними пассажирами легендарного крейсера "Варяг" стали отечественные летчики - офицеры и пилоты-кадеты Русского авиационного корпуса в Великобритании, которые направлялись на обучение в английских летных школах. Среди них был и родственник автора - Николай Михайлович Севенко.

 

Первые годы в истории крейсера

 

«Варя́г» - бронепалубный крейсер 1-го ранга 1-й Тихоокеанской эскадры ВМФ России в 1901-1904 годах. Участник знаменитого боя у Чемульпо (1904).

Крейсер был заложен в 1898 году, спущен на воду в 1898 году. Строительство велось в Филадельфии (Соединенные Штаты Америки) на верфях William Cramp & Sons. В 1900 году корабль был передан в Военно-Морской Флот Российской империи и в 1901 вступил в строй.

После вступления в состав флота России «Варяг» базировался в Порт-Артуре.


 Параметры, технические данные и вооружение крейсера:

 

Параметры

Водоизмещение

6604 тонны,
6500 тонн (проектное водоизмещение)

Длина

129,56 м

Ширина

15,9 м (без обшивки)

Высота

0,68 м** (метацентрическая),
0,61 м*** (метацентрическая)

Осадка

5,94 м* (на миделе),
5,87 м* (носом),
6,02 м* (кормой)

Бронирование

Броневая палуба карапасного типа, толщина 38/57/76 мм,
Боевая рубка — 152 мм [1]

Технические данные

Силовая установка

вертикальные паровые машины тройного расширения, паровые котлы Никлосса

Винты

2 трёхлопастных

Скорость

24,59 узлов[2]
23,2 узла[3]
20,5 узлоↆ
16 узлов[3]

Дальность плавания

(10-узловым ходом):
6100 миль (полный запас угля)
3270 миль (нормальный запас угля)

Экипаж

20 офицеров, 550 матросов и унтер-офицеров

Вооружение

Артиллерийское вооружение

12 × 152-мм/45 (2388 снарядов),
12 × 75-мм/50 (3000),
8 × 47-мм/43 (5000),
2 × 37-мм/23 (2584) орудий,
2 × 64-мм/19 (1490) орудия Барановского,
2 × 7,62 пулемёта[4]

Торпедно-минное вооружение

6 × 381(450)-мм ТА (2 в штевнях, 4 бортовых, 12 торпед),
2 × 254-мм ТА (6 метательных мин),
35 (22) мин заграждения[1]

 

Бой у Чемульпо

 

В самом начале Русско-японской войны 1904 - 1905 годов крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» находились в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле; в Чемульпо также находились корабли других стран (Англии, Франции, США и др.).

26 января (8 февраля) 1904 японская эскадра контр-адмирала Уриу (1 броненосный крейсер «Асама» и 5 бронепалубных (лёгких) крейсеров «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Чиода», «Акаси»; 8 миноносцев; 1 посыльное судно «Чихая») блокировала Чемульпо, имея целью прикрыть высадку десанта (3 тыс. чел.) и не допустить вмешательства «Варяга». В тот же день «Кореец» отправился в Порт-Артур, но по выходе из порта был атакован, после чего вернулся на рейд.


27 января (9 февраля) капитан «Варяга» Всеволод Фёдорович Руднев получил от Уриу ультиматум: до 12 часов покинуть порт, иначе русские корабли будут атакованы на рейде. Руднев решил прорваться с боем в Порт-Артур, а в случае неудачи взорвать корабли. В полдень «Варяг» и «Кореец» вышли из Чемульпо. Французские и английские корабли встретили гордо идущий «Варяг» оркестром. Капитаны кораблей отдали честь российским морякам. При выходе из порта на расстоянии 10 миль корабли встретили японскую эскадру, занимавшую позицию за островом Йодолми.

Неравный бой длился 50 минут. За это время «Варяг» выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» - 52 снаряда (орудия канонерской лодки были слабее и «Кореец» вступил в бой в конце сражения). Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждены 4 японских крейсера («Асама», «Чиода», «Такачихо» и флагман «Нанива»); противник предположительно потерял около 30 человек убитыми и около 200 человек ранеными. "Особенно пострадал крейсер "Асама", который ушел в док. Также пострадал крейсер "Takachiho", получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь и не выдержали переборки, так что крейсер "Takachiho" затонул в море [21]. Официальные японские источники [7] утверждают, что попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели.


«Варяг» получил 5 подводных пробоин и лишился трех 6"−орудий; потери экипажа - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо. После оценки серьёзности повреждений оставшиеся орудия и оборудование на нём были по возможности уничтожены, сам он был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари».

Командир крейсера капитан 1 ранга Руднев докладывал: "...Суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все возможности к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду" [21].

Бой и гибель «Варяга» восхитили даже противника: то, что русские моряки поступили по канонам самурайской чести было использовано в пропагандистских целях, как пример для подражания. Кроме того, после русско-японской войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» [8] и наградило Руднева орденом Восходящего солнца [9].


 

Военные почести в России

 После сражения 24 раненых русских моряка находились на лечении в Чемульпо, двое из них умерло. Ещё 11 раненых были приняты на лечение иностранными кораблями. Затем экипажи русских судов были приняты на иностранные корабли и, дав обязательство не принимать участия в последующих боевых действиях, через нейтральные порты вернулись в Россию. В количестве 30 офицеров и 600 матросов они прибыли в Одессу.


16 апреля 1904 года они проследовали по железной дороге в Петербург и, выстроившись колоннами, под непрерывный гром оркестров и восторженные овации и рукоплескания, осыпаемые цветами, промаршировали от Николаевского вокзала до площади Зимнего дворца. Здесь моряков-героев на смотре приветствовал император Николай II. Все они были приглашены на  молебен во дворце и торжественный обед в Николаевском зале, где по этому случаю были приготовлены "георгиевские" обеденные приборы, которые после торжества были пожалованы морякам. Всем матросам «Варяга» в Народном доме в подарок от Николая II были вручены именные часы, состоялся ряд спектаклей и торжественных ужинов. Участники сражения были награждены медалью "За бой "Варяга" и "Корейца", а офицеры - орденом Георгия 4-й степени. В.Ф.Рудневу было присвоено звание флигель-адъютанта, он вступил в командование 14-м флотским экипажем и новейшим броненосцем "Андрей Первозванный" [5].



Дальнейшая судьба крейсера

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами, отремонтирован и введён в строй 22 августа в качестве крейсера 3-го класса под названием «Соя» (яп. 宗谷, мыс на северной оконечности Хоккайдо). Более семи лет использовался японцами для учебных целей. С 14 марта по 7 августа 1909 года крейсер ушёл в поход к Гавайским островам и Северной Америке для отработки навигации в условиях дальнего плавания и обучения офицерского состава. Подобные походы крейсер выполнял по 1913 год.

Во время Первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией. 4 апреля японский флаг был спущен и 5 апреля 1916 года крейсер переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана (совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане (ныне - Мурманск) в составе Отряда судов особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина.


В феврале 1917 года крейсер ушёл на ремонт в Великобританию, где после Великой Октябрьской революции был конфискован британцами, поскольку советское правительство заключило сепаратный мир с Германией, а также отказалось платить за его ремонт [11]. После окончания Первой мировой войны продан германским фирмам на слом, 6 февраля 1920 же года при буксировке корабль попал в шторм и сел на камни у берега в Ирландском море. В течении 1924 - 1926 годов часть металлических конструкций была демонтирована, а остов крейсера взорван [11], [20]. В 2003 году состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции [11].

В 1954 году, по случаю 50-летия подвига у Чемульпо, Н. Г. Кузнецов, главком ВМФ СССР, лично наградил пятнадцать ветеранов крейсера медалями «За отвагу». Позднее орденами и медалями были награждены ещё 139 ветеранов-моряков с «Варяга» и «Корейца».

13 июля 2009 года после переговоров с корейской стороной, которые длились шесть лет, в Россию из Южной Кореи привезли реликвии [12], связанные с подвигом крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Ранее экспонаты хранились в запасниках Метрополитен-Музея корейского города Инчхона. 25 июля, в канун Дня Военно-Морского Флота, экспозиция передвижной выставки «Крейсер „Варяг". Обретение реликвий» была открыта в Государственном Эрмитаже [13]. Впоследствии выставку увидели в Москве, Мурманске, Североморске, Калининграде, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском и на базах Черноморского флота.

После поднятия «Варяга» и ремонта в Японии его штурвал был передан на флагман японского флота броненосец «Микаса». Из последнего был сделан корабль-музей. До сих пор штурвал «Варяга» является одним из экспонатов.

11 ноября 2010 года в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева мэр Инчхона передал российским дипломатам гюйс крейсера «Варяг». Церемония прошла в посольстве России в Сеуле [14].

 


Монументы и памятные доски в честь членов экипажа крейсера

 

Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока. Памятники капитану крейсера В. Ф. Рудневу установлены в Туле, Новомосковске и деревне Савино Заокского района Тульской области.


В райцентре Любино Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф. Е. Михайлову.

В селе Вутабоси Канашского района Чувашии сохранилась мемориальная доска «В этом доме проживал участник русско-японской войны 1904−1905 гг. комендор крейсера «Варяг» Зиновьев Канон Зиновьевич».

10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия исторического морского сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник. Мемориальная доска установлена на здании бывшего госпиталя Красного Креста, где проходили лечение получившие ранения в ходе боя моряки. Памятник представляет собой камень с одиноко лежащей на нём бронзовой бескозыркой. Автор монумента - заслуженный скульптор России Андрей Балашов [15][16][17].

На месте затопления крейсера, на берегу залива Ферт-оф-Клайд возле шотландского населённого пункта Ленделфут, 30 июля 2006 года установлена памятная доска. 8 сентября 2007 года там же установлен памятник [18].

 

Образ крейсера в культуре

 

Подвигу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» посвящены песни «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг"» и «Плещут холодные волны».

В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг"».

В 1958 и 1972 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением крейсера.


В 2003 году экспедиции под руководством журналиста ВГТРК Алексея Денисова удалось отыскать точное место гибели крейсера в Ирландском море и обнаружить на дне его обломки [11]. Рассказ об этом вошёл в двухсерийный документальный фильм «Крейсер „Варяг"», приуроченный к столетию битвы у Чемульпо [19].


 

Интересные факты

 

Руднев представил отличившихся к наградам, а император Николай II не только утвердил присланные представления, но и пожаловал ордена Святого Георгия всем участникам битвы.

После окончания войны японский император наградил капитана Руднева орденом Восходящего Солнца за проявленный им героизм.

Гюйс крейсера хранился до 2010 года в музее Инчхона [10].


11 ноября 2010 года в посольстве России в Сеуле в присутствии президента РФ Дмитрия Медведева состоялась церемония передачи российской стороне властями южнокорейского города Инчхона гюйса (военно-морского флага) легендарного крейсера «Варяг» на временное хранение в течение пяти лет с правом продления этого срока.

 

Примечания

К таблице:

* — При водоизмещении 6500 т

** — При водоизмещении 6400 т

*** — При водоизмещении 7100 т

†† — После ремонта в Порт-Артуре 16.10.1903

К тексту:

1. Мельников Р. М. Глава IV «Варяг» на плаву. Как был устроен «Варяг» // Крейсер «Варяг». Л., «Судостроение», 1975. – 272 с., илл. // На сайте: http://www.cruiserx.narod.ru/Melnikov/m270_271.htm

2. На испытаниях 13.07.1900

3. На 12-ти часовых испытаниях 21.09.1900

4. Катаев В. И. Крейсер «Варяг» - Приложение журнала «Моделист-конструктор». На сайте: http://modelist-konstruktor.ru/mr/0303

5. Мельников Р. М. «Крейсер Варяг» (см. выше).

6. Чорновил Н. «Обзор боя у Чемульпо». Сайт «ABACUS»: http://abakus.narod.ru/chem/1.html

7. Описание военных действий на море в 37-38 гг. Мейдзи (1904- 1905 гг.) т. 1., СПб, 1909 г.). На сайте: http://www.cruiserx.narod.ru/chemulpo.htm

8. Отечественная история с древнейших времён до 1917 года. М., 1994. Изд-во Большая российская энциклопедия. Т.1, с.341.

9. «Варяг» — крейсер загадочной судьбы. На сайте: http://leit.ru/modules.php?name=Pages&pa=showpage&pid=1446&page=3

10. Программа на ТВ-канале «РОССИЯ 1», 23.01.2010 года

11. Денисов А. «Сенсация: найдено место гибели легендарного „Варяга"». Программа «Вести недели» на ТВ-канале «РОССИЯ 1», выпуск от 13.07.2003 года. На сайте: http://www.vesti7.ru/archive/news?id=2770

12. В Москву из Южной Кореи доставили флаг легендарного «Варяга». На сайте: http://www.vesti.ru/doc.html?id=301573

13. С воинскими почестями встретили реликвии легендарного крейсера «Варяг» в Эрмитаже. Сообщение ИТАР-ТАСС. Сайт: http://www.itar-tass.com

14. Южная Корея передала России флаг легендарного крейсера «Варяг». Сайт «РБК», 11 ноября 2010 г.: http://top.rbc.ru/politics/11/11/2010/496860.shtml

15. Штефан Евгений. «Сеульский вестник»: Церемония в честь 100-летия исторической гибели крейсера «Варяг» // «Сеульский вестник». На сайте: http://vestnik.tripod.com/novosti04/021202.html

16. «Варяг» и «Кореец» вернулись на место гибели // Газета "Коммерсантъ", №24 (2863), 11.02.2004. На сайте: http://www.kommersant.ru/doc/448717

17. Олег Кирьянов «Россия сможет вернуть флаги легендарных кораблей» // "Российская газета" 26.02.2008. На сайте: http://www.rg.ru/2008/02/26/korea-flari-anons.html

18. Памятник крейсеру «Варяг» откроют у берегов Шотландии. // Сайт «РИА-новости» 07.09.2007 г.: http://ria.ru/report/20070907/77218188.html

19. Во время съемок фильма о крейсере «Варяг» обнаружены уникальные находки // Сайт «Православие.Ru». Москва, 3 февраля 2004 г. http://www.pravoslavie.ru/news/8844.htm

20. Катаев В.И. Крейсер «Варяг». Легенда Российского флота. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 128 с., илл. Сс. 96 – 100.

21. Рапорт командира крейсера "Варяг" наместнику Его Императорского Величества адмиралу Е.И.Алексееву от 6 января 1904 г. № 103 // Русско-японская война. Документы. Отдел III. 1-я Тихоокеанская эскадра. Книга первая. Действия на Южном морском театре войны. Выпуск 1-й. Период командования флотом вице-адмирала Старка. Издание исторической комиссии по описанию действий флота в войну 1904 - 1905 гг. при Морском Генеральном штабе. СПб, 1911, с. 145 - 151).

 

 

Литература и интернет-источники, а также аудио- фото- и видеоматериалы (ссылки)

 1. Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг». Песня на стихи австрийского поэта Рудольфа Грейнца (в переводе Е. М. Студенской), посвящённая подвигу крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». На сайте: http://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Плещут холодные волны. Песня о подвиге крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» на стихи Я. С. Репнинского. На сайте: http://ru.wikipedia.org/wiki/

3. Бой у Чемульпо. На сайте: http://ru.wikipedia.org/wiki/

4. Руднев, Всеволод Фёдорович. На сайте: http://ru.wikipedia.org/wiki/

5. Крейсер «Варяг» (фильм 1946 г.). Описание на сайте: http://ru.wikipedia.org/wiki/. Доступен для скачивания на сайте: http://rutracker.org/forum/tracker.php

6. Влас Михайлович Дорошевич. «Восток и война». Встреча с героями «Варяга». Источник: Дорошевич В. М. Восток и война. — М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1905. На сайте: http://ru.wikipedia.org/wiki/

7. Антон Уткин. Война двух императоров. // Журнал «Вокруг Света», №1 (2772). Январь 2005. // На сайте: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/530/

8. Мельников Р. М. Крейсер «Варяг». Л., «Судостроение», 1975. – 272 с., илл. // На сайте: http://www.cruiserx.narod.ru/Melnikov/m270_271.htm

9. Руднев В. Ф. Бой «Варяга» у Чемульпо 27 января 1904 г. СПб, 1907.

10. Руднев Н. В. Командир легендарного крейсера. Тула, 1960.

11. О Варяге. На сайте «Крейсер «Варяг»»: http://www.project.cruiservaryag.ru/varyag/index.wbp

12. Крейсер «Варяг». Легенды. Мифы. Факты. На сайте: http://cruiserx.narod.ru/

13. Подвиг крейсера «Варяг». На сайте: http://mouse-trap.ru/rjw_cruiser-variag.shtml

14. В Шотландии на месте гибели крейсера Варяг сегодня был открыт мемориальный комплекс. На сайте «Радио «Эхо Москвы»: http://www.newsinfo.ru/news/2007-09-08/item/699108/

15. Фильм 3. Варяг. На сайте: http://univertv.ru/video/istoriya/istoriya_rossii/istoriya_rossii_xx_veka/film_3_varyag_/?mark=all

16. Фотографии крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» (из материалов отчёта капитана Уильяма Александра Маршалла, военного обозревателя русско-японской войны). На сайте: http://warhistory.livejournal.com/1089063.html

17. Катаев В.И. Крейсер «Варяг». Легенда Российского флота. – М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. – 128 с., илл.

18. Крейсер "Варяг" (Алексей Денисов) [2004 г., Документальный фильм]. Доступен для на сайте: http://rutracker.org/forum/tracker.php








Категория: Мои статьи | Добавил: Белорус (17.01.2012)
Просмотров: 2177 | Комментарии: 1 | Теги: Николай Севенко, крейсер Варяг, русско-японская война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [17]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0