Приветствую Вас Гость | RSS
Главная » Материалы по истории фамилии » Мои файлы

Иван Севенко – народный учитель школ Гродненского уезда
[ Скачать с сервера (725.0 Kb) ] 30.11.2011, 09:01
Иван Севенко – народный учитель школ Гродненского уезда
 
В семье Севенко испокон веков, из поколения в поколение передавалось стремление к знаниям, к науке. Они не только сами стремились к учению, но и, в свою очередь, отдавали полученные знания другим людям: преподавали жителям Гродненщины, участвовали в строительстве школ. Так, сын крестьянина из села Мазаново Михаил Севенко поступил в 1869 году в Гродненскую мужскую гимназию, которую окончил в 1876 году и был определен на службу чиновником государственной канцелярии. Его родственник из принеманского села Глядовичи Филипп Севенко в начале XX века построил дом «на 2 конца», в котором вплоть до 1930-х годов размещалась местная школа. В XIX веке в этом же селе и, по-видимому, также в доме, принадлежащем семье Севенко, существовала тайная народная школа, о чем докладывал местный полицейский чин властям губернии.
 
Н. П. Богданов-Бельский. Слева: «Ученицы», 1901 г.; справа: «У дверей школы», 1897 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
 
К этой же фамилии, но из соседнего села Щербовичи Гродненского уезда, принадлежал и просветитель жителей принеманских сел Иван Фомич Севенко – учитель школы грамоты при Понижанской православной церкви, затем церковно-приходской школы в селе Сухая Долина. Он был одним из наиболее способных выпускников второклассной школы, примерным прихожанином Деречинокской Крестовоздвиженской церкви, в связи с чем получил вакансию преподавателя при построенной в 1896 г. в соседнем селе Понижаны православной церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Эта церковь была приписной (филиалом) от Деречинокской церкви, в которой служил отец Михаил Давидович. При Понижанской церкви было образовано братство и попечительство, которые вместе с отцом Михаилом направляли деятельность учителя местной школы грамоты.
 
Иван Севенко отличался прилежанием и трудолюбием в своем роде деятельности, в связи, с чем отмечался в лучшую сторону церковным начальством. Так, из журнальных определений Гродненского епархиального училищного совета, от 17 ноября 1900 г., утвержденных Архипастырской резолюцией от 8 декабря 1900 г. за № 4210 [1; с. 1] мы можем узнать о том, что в числе 24 учителей церковно-приходских школ и 64 учителей школ грамоты, особенно потрудившихся в деле обучения детей в своих школах, был награжден книгами и учитель Понижанской школы грамоты (Гродненского уезда) И.Севенко [1; с. 2].
 
Фото: Православный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Гродненская обл., Гродненский р-н, д. Понижаны (1896 г.) Фото А.Дыбовского, 2006 г.
 
Каков же в то время был путь к учительству в школе грамоты? В 1891 году в ведение и на содержание Святейшего Синода были переведены школы грамоты, традиционно создававшиеся по инициативе и на средства крестьян. Для обучения своих детей грамоте крестьянский сход обычно приглашал на должность учителя грамотных людей, как правило, не имевших официального права на преподавание. С середины 90-х годов XIX века для подготовки учителей школ грамоты в губернии начинают открываться второклассные церковно-приходские школы. Во второклассные церковно-приходские школы могли поступать лица всех сословий православного вероисповедания не моложе двенадцати с половиной лет. Желающие принимались в школы только после прохождения курса одноклассной школы. Окончившие курс второклассной школы могли преподавать в школах грамоты, а так же, при желании, могли продолжать обучение в учительских семинариях, поступать на частную или церковную службу и т. д. Таким образом, учитель Иван Севенко успешно окончил курс одноклассной и второклассной школы.
 
Фото © К. Шастоўскі: Семья рыбака Козловского из деревни Понижаны, 1880-е гг. У одной из дочерей в руках книга. Фотограф Ян Садовский // http://www.radzima.net/ru/foto/1045.html
 
Гродненские Епархиальные ведомости скупо освещают различные стороны жизни сельского учителя. Журнальным определением Гродненского епархиального училищного совета, от 11 апреля 1901 г., утвержденных Архипастырской резолюцией 19 того же апреля за № 1680 [3; с. 1] было установлено поручить отцу Епархиальному Наблюдателю церковных школ (о. Иоанну Корчинскому), совместно со смотрителем Жировичского Духовного училища пригласить преподавателей и организовать распорядительный комитет педагогических и церковного пения курсов для учителей церковно-приходских школ епархии, имеющих быть в месяцах июне – июле сего года в м. Жировицах, Слонимского уезда; вызвать на сии курсы в м. Жировицы следующих учителей школ церковно-приходских и учителей школ грамоты, из окончивших курс второклассных школ: по Гродненскому уезду: Головачской церковно-приходской школы К.Бондарука, Понижанской – И.Севенко [3; с. 2].
 
Фото: Свято-Успенский Жировичский монастырь, современный вид // http://venividi.ru/taxonomy/term/3940
 
Этим документом было также определено предложить вышепоименованным учителям явиться в м. Жировицы к 13 июня 1901 г., захватив с собою, если представится возможность, скрипки; вызвать к 13 июня в м. Жировицы учительницу Пружанской женской церковно-приходской школы Анну Троицкую, в качестве учительницы образцовой школы во время курсов и учителя Пружанской второклассной школы Лаврентия Козла для обучения курсистов игре на скрипке, которому поручить привезти с собою все имеющиеся в Пружанской второклассной школе скрипки; предложить уездным отделениям к 1-му июня сего года представить в Совет собственноручные расписки вызываемых на курсы учителей в прочтении предписания о явке их на курсы, при чем объявить означенным учителям, что неявившиеся на курсы будут подвергнуты штрафу по 10 рублей каждый в пользу «вспомогательной кассы учителей церковных школ епархии», если же кто из поименованных выше учителей по особым причинам (оставление службы, серьезная болезнь) не может явиться на курсы, отделения на их место должны назначить других лиц и расписки их к 1 июня представить в Совет [3; с. 2].
 
Н. П. Богданов-Бельский. «Мальчик со скрипкой», 1897. Холст, масло.
 
Ежегодные педагогические курсы для учителей церковно-приходских школ Гродненской епархии при Жировичском духовном училище были полезными и интересными. В учебную программу включались «беседы по церковному пению». В 1901 году – в первый год организации курсов - особое внимание было обращено на изучение теории пения, церковного осмогласия в полном объеме и пению патриотических гимнов из богогласников. Также обязательным для всех слушателей (57 человек) был курс обучения игре на скрипке. Преподаватели церковноприходских школ были подразделены на две группы: старшую и младшую. В обеих группах теорию церковного пения вел учитель пения Жировичского духовного училища Н.И.Баршев. В старшей группе обязательным было «... усвоение церковного осмогласия (стихир, тропарей, ирмосов, прокимнов) и неосмогласных песнопений всенощного бдения и Божественной литургии, а по общей теории пения - учение о ритме, такте, паузах, темпе, изображение высоты звуков цифрами и нотами, устройство мажорной гаммы, изучение интервалов, построение гамм мажорных и минорных, транспонировка из одного строя в другой, понятие о консонансе и диссонансе, трезвучия, переход гармонии из мажора в сродный минор; письменные упражнения». В этой группе изучение осмогласия проводилось в четырехголосном (хоровом) изложении [4].
 
В младшей группе, к которой, по всей видимости, относился Иван Севенко, преподавалось «...устное изучение церковного осмогласия в одноголосной мелодии и по нотным книгам — Киевских расчетов, также основательное изучение простых напевов литургии; по общей теории пения, изображение звуков при помощи цифр и нот (по долготе их и высоте); изучение основной гаммы, пение гаммы и интервал; письменные упражнения. Кроме того, учителям-курсистам обеих групп преподаны элементарные сведения о регентовании, именно: о выборе голосов, составлении хора, пользовании камертоном, а также о преподавании вообще церковного пения в школе» [4].
 
Н. П. Богданов-Бельский. «Воскресные чтения в сельской школе». 1895. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
 
Активизация церковно-певческого дела на приходах епархии была связана с предельным вниманием к певческому воспитанию со стороны епископа Гродненского и Брестского Иоакима Левицкого (1900 - 1903), который был «страстным любителем церковного пения». В каждом среднем приходе, где имелась церковно-приходская школа, священник обязан был организовать хор из более талантливых учащихся, которые могли бы не только петь на богослужениях, но и выступать в народных воскресных собраниях с концертами, где исполнялись церковные и светские произведения. Как видно, в Понижанской церкви Покрова Пресвятой Богородицы такой хор вместе со священником готовил учитель Иван Севенко. Уровень обучения церковному пению в школе значительно повысился, кроме изучения обиходных песнопений, в ней было введено пение из богогласников [4].
 
Фото: Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, д. Понижаны // http://www.orthos.org/grodno/structura_region/structura_gr.htm
 
В сентябре 1901 г. в восьми пунктах епархии были организованы краткосрочные педагогические и церковного пения курсы для 285 учителей церковных школ грамоты, в том числе при Гродненской Занеманской одноклассной церковно-приходской школе для 35 учителей Гродненского уезда [3; сс. 2 - 3], в число которых входил и Иван Севенко.
 
Фото: Занеманская, ныне Свято-Владимирская церковь в Гродно // mygrodno.ru.
 
Как видно, повышение квалификации и музыкальная подготовка учителей были поставлены на высоком организационном уровне, и отношение к этому вопросу было весьма серьезным. Иван Севенко перенимал на таких курсах передовой педагогический опыт, обучался музыке и премудростям церковного хорового пения, а затем отдавал полученные знания своим юным ученикам. Это отразилось и на уровне проведения богослужений в местном православном храме, которые, благодаря отличному церковному хору, приобрели особую притягательность и торжественность [4].
 
Н. П. Богданов-Бельский. «В церкви». Холст, масло.
 
В ноябре 1901 г., согласно журнальному постановлению Гродненского Епархиального Училищного Совета от 24 октября 1901 г. за № 30, утвержденному Архипастырской резолюцией 7 ноября сего года за № 4184, Ивану Севенко вместе с пятью другими отличившимися учителями Гродненского уезда были выданы 10 рублей в вознаграждение за подготовку к экзамену на льготу по отбыванию воинской повинности не менее пяти учеников [5; сс. 1 - 2]. С этого года стараниями учителя, судя по публикациям Гродненских епархиальных ведомостей, Понижанская школа грамоты приобрела статус церковно-приходской школы [5; сс. 1 - 2; 6; с. 305].
 

Н. П. Богданов-Бельский. «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского». Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
 
Новый учебный год Иван Севенко начал уже на новом месте - в церковно-приходской школе в селе Сухая Долина Лашанской волости Гродненского уезда. Село было крупнее, чем Понижаны, а потому место учителя в этой школе - более ответственным и престижным. И здесь Иван трудился на совесть, о чем свидетельствует следующий факт: в январе 1905 г. ему, учителю Суходолинской церковной школы, вместе с еще 7 лучшими учителями Гродненского уезда, "с особым усердием и пользой для дела потрудившимися в 1903/1904 учебном году", согласно журнальным постановлениям Гродненского Епархиального Училищного Совета от 4 и 9 ноября 1904 г. и 2 января 1905 г. за № 25, 27 и 2, утвержденных Архипастырскими резолюциями за № 4385 и 4485, была выражена благодарность от имени Епархиального училищного Совета и выданы наградные книги [7; сс. 308 - 310]. В селе Понижаны в местной церковной школе дело Ивана Севенко успешно продолжил учитель Иван Хамень, который 6 мая 1902 года "за труды по народному образованию" был награжден Государем Императором Николаем II серебряной медалью с надписью "За усердие" для ношения на груди на Александровской ленте [6; с. 305].
 
Н. П. Богданов-Бельский. «У больного учителя». Холст, масло.
 
Иван Севенко был, по всей видимости, активным сторонником движения народной трезвости. Летом 1904 года вместе с другими учителями школ, находящихся в ведении Министерства народного просвещения и Епархиального училищного совета, он побывал на регентских курсах, организованных губернским комитетом попечительства о народной трезвости Гродненской губернии, о чем свидетельствовали Гродненские епархиальные ведомости за 12 декабря 1904 года № 50.
 
Брат Ивана Фомича, Василий Севенко, вместе с женой Екатериной и детьми Алексеем и Платоном выехал во Владивосток. Во время Гражданской войны его потомки эмигрировали в Шанхай, затем в Калифорнию (США). Об этой семье можно прочесть статью "Под звездой Меркурия: Судьба русского предпринимателя Алексея Васильевича Севенко"[8].
 
К сожалению, история сохранила для потомков не так много страниц из жизни заслуженного народного учителя. Но можно не сомневаться, что жизнь этого человека была образцом служения Родине и своему народу: он нес свет познания простым людям, из которых сам вышел, и прививал любовь к той земле, где родился и вырос.
 
 
Использованная литература:
1. Гродненские Епархиальные ведомости № 2 за 14 января 1901 года. Отдел I официальный.
2. Кукушкина Н.А. «Роль церкви в создании системы начальных школ в Олонецкой губернии в конце XIX – начале XX века» // http://www.ukoha.ru/article/hitor/church/school.htm.
3. Гродненские Епархиальные ведомости № 18 за 6 мая 1901 года. Отдел I официальный.
4. Организация церковно-певческого дела в православных приходах Гродненщины – часть 2 // http://regentjob.info/readarticle.php?article_id=1&rowstart=1.
5. Гродненские Епархиальные ведомости № 52, 1901 г. Отдел I официальный.
6. Гродненские Епархиальные ведомости за 1902 г. Отдел I официальный.
7. Гродненские Епархиальные ведомости за 1905 г. № 11. Отдел I официальный.

8. Под звездой Меркурия: Судьба русского предпринимателя Алексея Васильевича Севенко // Сайт фамилии Севенко: http://sevenko.ucoz.ru/publ/aleksej_vasilevich_sevenko_predprinimatel_iz_vladivostoka_i_shankhaja/1-1-0-9.

 

 
 
 
Категория: Мои файлы | Добавил: Белорус
Просмотров: 2270 | Загрузок: 134 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [8]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0